Новое в законодательстве

Кто ответит за неисправность пломбы?

Рустамбек Жанабаев

юрисконсульт

ООО «Victory Yurconsalt»

Районное электроснабжающее предприятие предъявило претензию о взыскании с принадлежащей мне компании стоимости объема неучтенной электрической энергии в крупном размере.

Дело в том, что работники РЭП при очередном обходе изучили состояние счетчика на моем предприятии и составили акт о нарушении Правил пользования электроэнергией из-за отсутствия на месте крышки клеммы и пломбы. Хотя в действительности крышка клеммы счетчика упала вместе с неповрежденной пломбой на ней в ходе предыдущего осмотра счетчика другими работниками РЭП. Пломба на крышке клеммы не была повреждена, так как она была закреплена лишь на крышку. Кроме того, работники РЭП не указали в акте, какие нормы законодательства были нами нарушены. Правомерна ли претензия РЭП в такой ситуации?

С.Ю.

– В соответствии с пунктом 63 Правил пользования электрической энергией (прил. №1 к ПКМ №245 от 22.08.2009г.): «В случае, когда по вине потребителя (кроме бытового потребителя) допущены повреждения расчетного прибора учета (сорвана пломба, разбито стекло и т.п.)… представитель предприятия территориальных электрических сетей составляет акт нарушения по установленной форме». Этот пункт Правил также предусматривает отключение потребителя от электрической сети на основании составленного акта и произведение расчета стоимости объема неучтенной электрической энергии по присоединенной мощности электроприемников с учетом числа часов работы потребителя, указанных в договоре электроснабжения: в случае повреждения расчетного прибора учета по вине потребителя (сорвана пломба, разбито стекло и т.п.) или хищения электрической энергии другим способом, определяемых визуально при проведении обходов, – со дня последнего обхода, но не более чем за срок исковой давности. То есть Правила устанавливают возмещение ущерба, нанесенного предприятию электроснабжения неправомерными (виновными) действиями потребителя из расчета максимального расхода электроэнергии при обычной работе электросчетчика.

В то же время вина потребителя (его умысел или неосторожные действия) должна быть доказана. Вина доказывается собранными фактическими данными исходя из обстоятельств, осмотра счетчика и.т.п.

В вашем случае, если пломба не была повреждена, то ваша вина в намеренном  или непреднамеренном открытии крышки клеммы не может быть напрямую доказана, так как пломба призвана оградить от несанкционированного открытия крышки клеммы. При таких обстоятельствах расчет стоимости объема неучтенной электроэнергии следует осуществлять согласно пункту 65 Правил. Он предусматривает, что: «При временном нарушении учета электрической энергии не по вине потребителя расчет за поставленную электрическую энергию производится по среднесуточному расходу предыдущего расчетного периода до нарушения учета или последующего периода после восстановления учета по решению предприятия территориальных электрических сетей».

Сотрудники районного электроснабжающего предприятия, не указав в акте ссылки на законодательство, нарушили  пункт 2 вышеназванных Правил, предусматривающий оформление лицом, уполномоченным предприятием территориальных электрических сетей, акта установленного образца. Установленный образец в свою очередь содержит графу, требующую указания ссылки на норму, которая была нарушена потребителем.

Кроме того, если бы вы намеренно вскрыли счетчик для уменьшения его показаний, автоматизированная система контроля и учета электроэнергии (АСКУЕ), к которой подключен счетчик, должна была зафиксировать вмешательство и уменьшение показаний прибора учета. Если этого не выявлено, то это служит еще одним доказательством отсутствия нарушения с вашей стороны.

Более того, в пункте 120 Правил говорится, что при указанных нарушениях, определяемых визуально при проведении обходов, перерасчет суммы неучтенной электроэнергии производится за период со дня последнего обхода, но не более чем на срок исковой давности. Но, учитывая, что ни Правилами, ни какими-либо другими нормативными актами периодичность обходов не установлена, а срок исковой давности – 3 года, рекомендуем четко определить, когда в последний раз вас посещали сотрудники РЭП. Факт обхода, дата его проведения должны быть документально зафиксированы для использования в ходе защиты своих прав.

К сожалению, не исключена и вероятность неправомерных действий не чистых на руку работников электроснабжающих предприятий. Встречались случаи, когда такие работники намеренно срывали пломбы на счетчиках или каким-либо другим способом приводили его в неисправное состояние, чтобы затем «договориться» с потребителем об избежании штрафа.

Защитить свои законные права, используя указанные аргументы, вы можете,  обратившись в суд или в Государственный комитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции. Комитет рассматривает подобные случаи нарушений интересов потребителей в индивидуальном порядке и вправе направлять предписания предприятиям электроснабжения об отмене незаконных требований.

Наряду с этим, для защиты своих интересов потребители могут обращаться в другие организации, призванные защищать права потребителей. Такую функцию выполняют подразделения Федерации обществ защиты потребителей Узбекистана.

При подозрении о причастности к неисправности счетчика самих работников РЭП сообщите об этом поставщику электроэнергии напрямую или обратитесь в РОВД либо прокуратуру.

Нужно также иметь в виду, что восстанавливать поврежденный электросчетчик нужно в установленном законодательством порядке и в соответствии с условиями договора между поставщиком и потребителем услуги.

Газета «Норма», №28-29 от 18 июля 2017 года

logo-bottom.png

г.Ташкент, Мирабадский район, ул. Ойбек 22,
Бизнес центр "NEW WORLD" 2 этаж
info@victory.uz
victory-yur@mail.ru
+998 90 925 96 81
+998 78 150 05 38
+998 90 935 96 81
+998 98 306 96 81

+99898 338 93 33