Новое в законодательстве

Качая права, выполняйте обязанности

Контроль

В статье «Не относитесь к краткосрочным свысока» («НТВ» N 42 (1002) от 22.10.2013 г.) мы рассмотрели понятие о краткосрочных проверках, какие документы при их проведении предоставляют проверяющие. Сегодня речь пойдет о правах и обязанностях хозяйствующих субъектов и налоговых органов при осуществлении такой формы контроля.

С момента образования все хозсубъекты вступают в какие-либо правоотношения с другими хозяйствующими субъектами, государственными и иными органами в определенной сфере деятельности, которые основываются на правах и обязанностях сторон. Внеплановые краткосрочные проверки не являются исключением. Определение круга возникающих при этом прав и обязанностей хозяйствующих субъектов и налоговых органов имеет большое значение для взаимодействия сторон, законности проведения проверок и правильного оформления их результатов.

Статья 31 Налогового кодекса (далее – НК) предусматривает общие права налогоплательщика, в том числе относящиеся к налоговой проверке. При ее проведении проверяемый вправе:

  • знакомиться с материалами и получать акты налоговых проверок;
  • представлять налоговым органам, осуществляющим проверку, пояснения по вопросам исполнения налогового законодательства;
  • не выполнять акты и требования налоговых и иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК и другим нормативно-правовым актам;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых и иных уполномоченных органов, действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать в установленном порядке возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых и иных уполномоченных органов или незаконными действиями их должностных лиц.

Права хозяйствующего субъекта при проведении проверок установлены и статьей 16 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (от 24.12.1998 г. N 717-I). Она наделяет их следующими правами:

  • располагать соответствующей информацией о проведении проверок их деятельности;
  • требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов решения специального уполномоченного органа или его территориальных подразделений, другие документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих;
  • не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения;
  • не выполнять требования проверяющих должностных лиц контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки;
  • получать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов один экземпляр акта (справки) о результатах проверки в день ее окончания;
  • обжаловать результаты проверки в порядке, установленном законом.

До начала проверки должностные лица налоговых органов обязаны ознакомить налогоплательщика с ее целью, предъявить свои служебные удостоверения и специальные удостоверения о допуске к проведению проверок и предоставить под расписку специального уполномоченного органа по координации деятельности  контролирующих  органов о проведении проверки или выписки из координационного плана (списка) и копию соответствующего приказа начальника территориального налогового органа. Неисполнение проверяющими этой обязанности предоставляет налогоплательщику право не допускать их на территорию и в помещение для проведения налоговой проверки. Исключением являются проверки, связанные с наличной выручкой, когда вышеуказанные документы могут быть предоставлены налогоплательщику после ее начала, но до завершения.

Хозсубъект вправе ознакомиться с документами, составленными в результате проверки (протоколами, актами инвентаризации, актом проверки, объяснениями, в том числе с документами, которые были у него изъяты). Налоговый орган не вправе отказать ему в их предоставлении.

Хозсубъект имеет право не выполнять требования сотрудников налоговых органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки. Однако в случае правомерного требования проверяющими выполнить действия, соответствующие налоговому законодательству и другим нормативно-правовым актам, отказ или препятствие должностных лиц хозсубъекта исполнению возложенных на сотрудников налоговых органов обязанностей, административно наказуемо (статья 198 Кодекса об административной ответственности, далее – КоАО).

Например, ГНИ инициировала краткосрочную проверку финансово-хозяйственной деятельности, связанную с наличной выручкой. На требование налогоплательщика представить копию решения уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов, приказ налогового органа о назначении краткосрочной налоговой проверки и программу ее проведения сотрудники ГНИ, сославшись на статью 92 НК, отказались их предъявить до начала проверки. После этого налогоплательщик отказался представить свои документы и потребовал, чтобы проверяющие покинули его помещение. По этим фактам был составлен акт и на руководителя хозсубъекта наложен административный штраф в 2 МРЗП за воспрепятствование представителю власти в выполнении служебных обязанностей.

Хозсубъект вправе обжаловать решения налогового органа, а также любые действия и бездействие его должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или в хозсуд. В случае обжалования акта, составленного по результатам проверки, ему необходимо в течение 10 дней подать письменное объяснение или опровержение на акт в тот орган, который проводил налоговую проверку. В данном случае материалы проверки будут рассматриваться в присутствии представителя хозсубъекта. Право участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки и принятии решения необходимо для принятия контролирующим органом законного, обоснованного и справедливого решения.

Хозяйствующий субъект может иметь и иные права, предоставленные действующим законодательством.

Знание круга обязанностей налогоплательщика, установленных законодательством, имеет большое значение. С одной стороны, принятие мер ответственности к налогоплательщику, как правило, обусловлено именно невыполнением какой-либо из обязанностей. С другой стороны, защита прав налогоплательщика основывается прежде всего на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения ее надлежащим образом.

Статьей 32 НК определены обязанности хозяйствующего субъекта. По сравнению с правами они минимальны. Налогоплательщики обязаны:

  • представлять налоговым органам во время проведения налоговых проверок документы и сведения, связанные с исчислением, уплатой налогов и других обязательных платежей;
  • выполнять законные требования налоговых и иных уполномоченных органов и их должностных лиц, а также не препятствовать их законной деятельности.

Определенные обязательства у одной стороны правоотношений порождают определенные права у другой стороны. Следовательно, должностные лица налоговых органов вправе:

  • требовать от проверяемых хозяйствующих субъектов необходимую документацию и другую информацию, непосредственно связанную с проведением проверки;
  • получать объяснения от налогоплательщика, а также от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально ответственных работников налогоплательщика(пункт 2 статьи 5 Закона «О государственной налоговой службе» от 29.08.1997 г. N 474-I);
  • обследовать территорию и помещения налогоплательщика, производить инвентаризацию имущества (статья 93 НК);
  • привлекать в установленном порядке к проверке на договорной основе аудиторские организации и(или) экспертов (статья 97 НК);
  • истребовать и изымать документы и предметы (статьи 94, 95 НК);
  • требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства (пункт 2 статьи 5 Закона «О государственной налоговой службе»);

Невыполнение налогоплательщиком указанных выше обязанностей чревато негативными последствиями и применением статьи 198 КоАО.

Завершая тему, хотелось бы пожелать предпринимателям знать законы, которые регулируют их деятельность, свои права и обязанности, и на их основании отстаивать свои права в любых ситуациях. Ведь действующее законодательство направлено на развитие и улучшение деловой среды предпринимательства. И помните, что предприниматель, осуществляющий свою деятельность в соответствии с законом, всегда находится под защитой государства.

Алишер УБАЙДУЛЛАЕВ

и Тимур ТУРСУНОВ,

юрисконсульты ООО «VICTORY YURCONSALT».

Опубликовано в газете «НТВ» №44 от 05 ноября 2013 года.

logo-bottom.png

г.Ташкент, Мирабадский район, ул. Ойбек 22,
Бизнес центр "NEW WORLD" 2 этаж
info@victory.uz
victory-yur@mail.ru
+998 90 925 96 81
+998 78 150 05 38
+998 90 935 96 81
+998 98 306 96 81

+99898 338 93 33